Церковь Всех Святых каменная, с одной главой, крыт железом, окрашенным медянкой; длина церкви с алтарем, трапезой и притвором 3 сажени и 1 аршин, а шириной 4 сажени. С наружной стороны восточная стена – с уступами по углам. По обеим сторонам св. врат – южной и северной – колонные столбы, с северной стороны по два столба, из коих первые четырехугольные, примкнутые к церковной стене, а рядом с ними по круглому столбу; на южной стороне по одному круглому столбу. К церкви примыкают алтарная и трапезная крыши, на них утверждается четырехугольник церкви, а поверх его восьмиугольник, оканчивающийся куполом и главой церкви. В алтаре и церкви 8 полуциркульных окон и в восьмиугонике три окна. Под алтарем храма находится часовня, длиной 2 сажени, а шириной 1 ½ сажени.
Благовещенский храм, построенный в виде корабля, в византийском стиле, был крыт железом, окрашен медянкой, с пятью главами, обшитыми белой жестью в черепицу. На главах железные, вызолоченные сусальным золотом на мардан, решетчатые кресты с железными цепями. Наружные стены храма гладкие. По местам сделаны из кирпича украшения, а именно: под кровлей в два кирпича на ребро карниз, затем со всех четырех сторон клейма, в коих написаны образа, обведены из кирпича полуваликами и глателью, кои внизу опираются на капители в сухарь на ус. В четыре ряда с трех сторон из тисненного кирпича решетка, а с северной стороны она сделана только под капителями; от верхнего карниза до кровли паперти и алтаря сделаны по три полуколонны. Посередине церковного здания проведен широкий в семь рядов пояс, выделанный из кирпича на ребро и угол, а внизу сделан цоколь из кирпича такого же размера и такой же формы, как пояс. Верхний этаж, в коем храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, в длину и ширину по семи сажен; окна размещены пропорцинально с трех сторон посредине церкви: на южной и северной сторонах в два света по шести окон, а на западной стороне так же в два света пять окон вверху три одинаковые с прежде сказанными, внизу же по сторонам двери два окна малых, без всяких украшений, выдающиеся на паперть. С внешней стороны окна сделаны с висячими арками, с кокошниками в три стрелки и в одну и наличниками из кирпича, полуколонками, переймами с кувшинчиками. Решетки в окнах железные, яйцовой формы с перевязками. Двери в верхнем храме на западной стороне железные двустворчатые. При церкви алтарь в три полукружия, отделанный от храма каменной стеной, с тремя пролетами; длиной он три сажени, а шириной 7 сажен; в нем пять окон: два из них в помещении монастырской кладовой палатки, отделенной от алтаря каменной стеной, вход в которую из алтаря против южной алтарной двери. С западной стороны пристроена паперть, длиной 9 сажен и 2 ½ аршина, а шириной 3 сажени, крытая железом, окрашенным медянкой, на один скат, внизу которой помещается церковно-приходская школа. С внешней стороны паперти, между фризами в углублениях вставлены 25 штук муравленых разноцветных кафелей, с изображением птиц и цветов; на той же стороне паперти имеются 9 окон, сведенных в арку, украшенных снаружи полуваликами, внизу коих тянется в 7 рядов пояс из кирпича в штаб полувалик и шахму. Вход в паперти с северной стороны, крыт железом, окрашенным медянкой, ширина ее 3 сажени, а длина 4 сажени, лестница каменная с тремя площадками, по сторонам ее точеный раскрашенный балясник; во входе три окна на запад без украшений. Дверей во входе три: с севера створчатые дубовые с разноцветными стеклами, а с востока и запада простые, окрашенные под дуб, все филенчатые, с южной же стороны из коридора братского корпуса обыкновенная дверь. Над входом в паперть устроена палатка с четырьмя малыми окнами, в которой помещается братская монастырская библиотека. На каждой стороне храма малые окна под кровлей для света шатра и одно с правой части алтаря над помещением ризницы. Стенопись внутри Благовещенского храма на масле; росписана в 1860 г. села Палеха, Вязниковского уезда, крестьянином Софоновым. 
В нижней церкви алтарь пристроен полуциркульный, шириной 4 сажени, а длиной 2 сажени и 1 аршин, крыт железом, оакрашенным медянкой; в нем три окна, в храме два и в трапезе с приделом шесть окон, на внешних сторонах коих сделано по одному кокошнику вверху. Дверей в нижнем храме две на север и запад без всяких украшений. К северной двери пристроена малая паперть, в роде тамбура, каменная, крытая железом, у западной же двери две колонны, сведенные вверху аркой с висячей гирькой. 
На северо-западном углу Благовещенского храма устроена шатровая колокольня, первая часть коей четырехугольник, вторая восьмиугольная, а третья шатер, крытый белым железом в шахмат с восьмью окнами, перекрытыми в арку, карнизами, капителями и пилястрами по углам. В средней части ее пять окон, без всяких украшений. На шатре колокольни на каждой грани по два фальшивых окна, украшенных колонами, пилястрами и кокошничками. 
1867 г. «Внутренность описываемой церкви следующая: в правой стороне верхнего алтаря есть отдельная маленькая комнатка для хранения церковного имущества и документов, а за южной дверью алтаря сделан внутренний ход стеною на церковный купол. Во всех окнах, кажется повременно переделанных, железные решетки. Внутренность как верхней холодной, так и нижней теплой церкви – квадратная; верхняя без столбов, а нижняя с одним столбом посреди церкви; алтари в той и другой отделены каменной стеной с тремя пролетами для дверей царских, северных и южных. Своды верхней холодной церкви крестообразные, идущие от четырех стен, а в нижнем основаны тоже на стенах и в добавок поддерживаются одним, поставленным среди церкви, столбом. Алтари вверху и внизу троечастные, разделенные двумя поперечными стенами с арками. 
Из древней деревянной церкви, на месте которой с давнего времени стояли два каменные столбика, ничего не сохранилось кроме иконы святого Алексия человека Божия, поставленной на левой руке от бокового входа в теплую церковь, но и это одно только предпололожение, основанное на видимой древности иконы. 
Ни мощей святых угодников Божиих, ни гробниц княжеских в монастыре нет. 
Из святыни достоин замечания большой животворящий крест, пользующийся благоговейным чествованием всех окрестных жителей; а из вещей составляют собственность монастыря следующие древности: 
1. Серебропозолоченный сосуд, самой обыкновенной работы; на нем надпись: «лета 7178 генваря въ 11 день сиi церковные сосуды построiлъ Никитинъ ввезники в благовещенской монастырь».
2. Такой же сосуд с надписью: «181 г. марта въ 1 день сиi церковные сосуды приложилъ Смосквы задворъной конюхъ Андреи Никитинъ в Вязники в Благовещенской монастырь, служить в нихъ по вся дни».
3. Евангелие, печатанное 7171 (1663) года с следующей по листам надписью: «186 года февраля во 2-й день по указу великаго государя сия книга дана въ приказъ большаго дворца благовещенскiй что въ Вязникахъ». Если давать полную вероятность устному преданию, Евангелие это приложено Государем Феодором Алексиевичем лично в проезд в 1681 году во Флорищеву пустынь.
4. Книга о Священстве, надписанная по листам: 186 года апреля въ 13-й день Великiй Государь Царь и Великiй Князь Феодоръ Алексiевич всеа великiя и малыя и белыя Россiи Самодержецъ пожаловалъ книгу о священстве безденежно на Вязники в Благовещенскiй монастырь».
5. Книга Жезл Правления, по листам же надписанная: «186 г. апреля въ 13-й день Великiй Царь и Великiй Князь Феодоръ Алексеевичъ и всеа великiя и малыя Россiи Самодержецъ пожаловалъ книгу Жезлъ Правленiя безденежно на Вязники в Благовещенской монастырь».
6. Требник митрополита Петра Могилы, надписанный по листам: «7166 (1652) г. Великiй Господинъ Святейшiй Корнилiй митрополитъ Казанскiй и Свiяжскiй далъ сiю книгу въ Государеву дворцовую въ Ераполческую волость въ володимерскомъ уезде въ вязниковскую слободу въ домъ Пречистыя Богородицы честнаго славнаго Ея Благовещенiя въ новой монастырь всвое обещанiе к прежнему своему вкладу по своихъ родителехъ».
7. Минея на Октябрь месяц с такой же надписью и им же Корнилием приложенная. 
К числу древностей монастыря нужно отнести хранящиеся в библиотеке синодики, из коих надпись первого нам уже известна. В нем между прочими записаны: 
Род строителя Чернова попа Корнилия. 
Род царевны Ирины Михайловны. 
Род Ново-Спасского Московского монастыря архимандрита Никона. 
Род князя Федора Григорьевича Ромодановского. 
Род Ивана Илиина Мухина – вязниковца, основателя монастыря. 
Род Мининых. 
Род стряпчева Государева конюха Данила Котина. 
род Государева конюха Андрея Никитина.
На начальном листе 2-го синодика в кругообразной виньетке отличной работы тушьюс золотом, надпись: «Сей синодикъ построенъ въ дому Пречистыя Богородицы, честнаго Ея Благовещенiя, что въ вязникахъ строителемъ монахомъ Авраамiемъ Катанскимъ i Ярофеевымъ лета 7194 (1686) писанъ же сей синодикъ того жъ благовещенскаго монастыря убогимъ чернцомъ Симеономъ золотописцемъ». В синодике этом записаны: 
Род Корнилия митрополита Казанского и Свияжского. 
Род строителя иеромонаха Аврамия Катанского Ярофеева. 
Род боярина, князя Михаила Григорьевича Ромодановского. 
Род Московского посадского человека Михаила Ильина. 
Род города Гороховца Ивана Авдиева Ширяева. 
Род ближнего боярина Ивана Максимовича Языкова. 
Род стольника Ивана Павлова Языкова. 
Род стольника Назария Павлова Засецкого. 
Род Чудова монастыря келаря Варлаама Палицына.

Назад                                                                                                                 На Главную