MENU
Главная » 2015 » Июль » 6 » 6 июля 2015 года иконы Владимирской Божией Матери
10:16
6 июля 2015 года иконы Владимирской Божией Матери

Влади́мирская ико́на Бо́жией Ма́тери (первоначально Вышгородская) — икона Богородицы, одна из самых чтимых реликвий Русской Церкви; считается чудотворной.

Жизненный путь

По церковному преданию, икону написал евангелист Лука. Икона попала в Константинополь из Иерусалима вV веке при императоре ФеодосииЛ. А. Успенский в книге «Богословие иконы Православной Церкви» пишет:

В настоящее время в Русской Церкви насчитывается около десяти икон, приписываемых евангелисту Луке <…> Конечно, все эти иконы приписываются евангелисту не в том смысле, что они писаны его рукой; ни одна из написанных им самим икон до нас не дошла. Авторство святого евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее, списками со списков) с икон, писанных когда-то евангелистом

Появление на Руси

На Русь икона попала из Византии в начале XII века (около 1131 года) как подарок святому князю Мстиславу от патриарха Константинопольского Луки Хрисоверга. Доставлена икона была греком митр. Михаилом, прибывшим в Киев из Константинополя в 1130 г. Сначала Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева. «Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 году принес икону воВладимир» (по которому она и получила нынешнее наименование, где она хранилась в Успенском соборе.)

Переезд в Москву

 
«Сретение Владимирской иконы». XV век

Во время нашествия Тамерлана при Василии I в 1395 году чтимая икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя. На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь, давший название улице Сретенке. То, что войска Тамерлана без видимых причин повернули от Ельца обратно, не дойдя до Москвы, было расценено как заступничество Богородицы

Чудеса

Ещё два чудесных избавления от захватчиков произошли в 1451 году (нашествие ногайского царевича Мазовши) и в 1480 году (стояние на реке Угре).

В память об этих чудесах Русская православная церковь отмечает праздники в честь Владимирской иконы:

.

 

Датировка и сохранность

По оценкам искусствоведов, икона написана в XII веке, предположительно, в Константинополе. Первоначальный размер иконы 78×55 см. Позже были нарощены поля. На протяжении своей истории была записана, по меньшей мере, четыре раза: в первой половине XIII века, в начале XV столетия, в 1514 году, во время переделок в Успенском соборе Московского Кремля, перед коронацией Николая II в 1895—1896 годах реставраторами О. С. Чириковым и М. Д. Дикаревым. Кроме того, малые починки проводились в 1567 году (в Чудовом монастыре митрополитом Афанасием), в XVIII и XIX веках.

Фактически от константинопольского образа сохранились только фрагменты:

К древнейшей живописи XII века относятся лики Матери и Младенца, часть синего чепца и каймы мафория с золотымассистом, а также часть охряного, с золотым ассистом хитона Младенца с рукавом до локтя и виднеющимся из-под него прозрачным краем рубашки, кисть левой и часть правой руки Младенца, а также остатки золотого фона.

Схема-картограмма фрагментов разновременных слоёв живописи иконы «Богоматерь Владимирская» позволяет увидеть эти записи.

Реставрация под руководством Игоря Грабаря в 1919 году сняла поздние поновления, оставив их только там, где первоначального красочного слоя вообще не сохранилось.[источник не указан 190 дней]

Стиль

Икона является одним из немногих сохранившихся памятников византийской живописи периода комниновского возрождения (1057—1185).

Оклады

«В течение веков икона украшалась массивными окладами из золота и серебра с драгоценными камнями и жемчугом и многочисленными привесками (ювелирными женскими украшениями, крестами, иконками, монетами). Первый богатый золотой оклад (согласно летописи — около пяти кг золота, не считая серебра) был сделан по заказу Андрея Боголюбского (не сохранился); второй золотой оклад — по заказу митрополита Фотия в начале XV в.; в 1656-57 по указу патриарха Никона изготовлена золотая риза (оклад и риза хранятся в Оружейной палате)».

Списки

 
«ВолоколамскаяВладимирская икона». 1572.ЦМиАР
 
«ХарьковскаяВладимирская икона». 1870-е.Беловодск

С Владимирской иконы часто писались различные списки, часть которых получили особые именования.

Некоторые чтимые чудотворные списки Владимирской иконы

Влияние на другие иконографические типы

Владимирская икона послужила основой для создания новых иконографий: «Сказание о Владимирской иконе», «Владимирская икона с акафистом», «Сретение Владимирской иконы», «Древо государства российского» («Похвала Владимирской иконе Божией Матери») (созданаСимоном Ушаковым), Игоревская икона Божией Матери (сокращённый вариант Владимирской иконы) и т. д.

По материалам Википедии

 

Просмотров: 452 | Добавил: petrpavel1508 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar